Круглянский районный исполнительный комитет

Адрес: 213188, г. Круглое, ул. Советская, 34
Телефон приемной: 8 (02234) 79-700
Электронный адрес: rik-krugloe@krugloe.gov.by
Пресс-служба: 8 (02234) 79-700

Телефон "горячей линии": 79-593, 79-700

РЕЖИМ РАБОТЫ:с 8.00 до 17.00, обед с 13.00 до 14.00.


Люби Беларусь! Люби Беларусь! Люби Беларусь! Торгово-гостиничный комплекс "Изумруд" Улица Советская г.Круглое Мы беларусы
Люби Беларусь!
Люби Беларусь!
Люби Беларусь!
Люби Беларусь!
Торгово-гостиничный комплекс "Изумруд"
Улица Советская г.Круглое
Мы беларусы
Главная / Социальная сфера / Здравоохранение / Здоровый образ жизни
9 апреля 2021

Остановить насилие в школах!

Почему так меняются сегодняшние школьники и как научить детей выяснять отношения мирно? Воспитывать доброту — значит учить ребенка деятельно сопереживать другому, не избегать конфликтов, но уметь слушать и отстаивать то, что он считает справедливым. Кажется, чувство доброты сегодня покинуло школьные стены, на смену ему пришли законы джунглей. Печальные случаи унижений и побоев случались, конечно, и раньше. Но сегодня школьные психологи, детские психотерапевты и учителя говорят о том, что насмешки, ругань и хамство становятся нормой не только в общении учеников, но и детей со взрослыми. 

Атмосфера в школе — вот то, что прежде всего определяет поведение учеников, действия учителей. Мы чувствуем ее сразу, как только заходим в школу, — по тому, как с нами здороваются, разговаривают, как ведут себя в школе взрослые и дети. Конечно, дети приносят в школу свои правила общения — из дома, с улицы, но почти всегда побеждает в конечном итоге стиль отношений в школе, ее тон, ее неписаные правила. Внимание взрослых, поддержка администрации, объединяющие учеников и учителей школьные дела создают особое пространство школьной жизни, в котором каждый — ребенок и взрослый — будет чувствовать себя в безопасности.

Важно также учить детей мирному стилю общения. Разговаривать о самом важном для них (в разном возрасте это разные темы), пояснять, спорить, давать им высказаться и внимательно слушать детей необходимо для того, чтобы учить их самостоятельно разрешать конфликты и отстаивать свою позицию словами, а не кулаками. Хорошо, когда есть традиция собираться всем классом и обсуждать то, что всех сейчас волнует, при этом учитель говорит с учениками о том, что беспокоит его. Он равноправный участник дискуссии и не занимает позицию «Я все знаю и сейчас расскажу вам, что делать». Смысл этих встреч в том, чтобы учиться слышать друг друга, находить ясные аргументы и ставить под сомнение позицию другого человека, но не унижать его самого. 

Злые шутки, унизительные прозвища, насмешки, которыми дети осыпают друг друга, могут стать причиной постоянной враждебности. И если не даешь отпор в ответ, сразу оказываешься жертвой. Дети знают слабые места друг друга и бьют туда, где больнее. Появление «козла отпущения» сплачивает ровесников, и они становятся еще злее. Агрессивность же младших школьников чаще возникает как реакция на психологическую травму. Немало детей ежедневно сталкиваются с физическим и эмоциональным насилием, страдают от побоев дома, им неоткуда ждать защиты. Проявляемое ими насилие — по сути, это крик о помощи. Среди «обозленных» учеников есть и те, кому трудно наладить отношения с окружающими. Они чувствуют себя изгоями, жертвами, аутсайдерами. Их повышенная агрессивность — всего лишь отчаянная попытка добиться признания, 

Хамство нельзя оставлять безнаказанным, необходимо реагировать, пусть и не сразу. И каждый раз разбираться, чем оно вызвано, что за ним стоит. Когда нарушаются правила школьной жизни (а хамство — именно такое нарушение), за этим обязательно должно следовать наказание. Важно, чтобы санкции соответствовали поступку. Если у ребенка вырвалось ругательство (а у подростков это обычное дело: так они непроизвольно меряются с нами силами), лучше всего реагировать с юмором, это моментально восстанавливает дистанцию и снижает накал страстей.

Ничто так не меняет детей, как общее дело. Это может быть групповая работа в классе (выполнение проектов), театральная постановка или совместные поездки и походы. Главное — чтобы каждый ребенок участвовал по-настоящему. И это прежде всего зависит от учителя. Когда дети знают, что здесь никто не скажет: «Ты нам не подходишь», что роль, пусть самая маленькая, найдется для каждого, а от их усердия (действительно) зависит общий результат, потребность быть агрессивным уходит сама собой. Дети, которые сотрудничают, больше других склонны к взаимопомощи и в целом более дружелюбны и общительны. Благодаря общему делу между ними возникают новые отношения, они учатся поддерживать друг друга, обмениваться мнениями, отвечать за свою часть работы и вмешиваться в работу одноклассников, если им нужна помощь.

Валеолог ЦРБ

Все новости